ОБЪЕКТЫ |
Архитектурные памятники города Гороховец
"Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горам в каком-то игрушечном стиле… Другого такого "Китежа" я не знаю"...
...писал в своем дневнике Игорь Эммануилович Грабарь (русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель.)
1. Свято–Знаменский монастырь (XVII-XVIII вв.)
Это самый древний монастырь в Гороховце, основанный в 1598 году как мужская обитель. В 1679 году на средства купца Семёна Ершова строится каменная церковь Знаменья Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. Располагаясь в непосредственной близости от города, он органично связывает его с бескрайним простором лесов.
Сайт монастыря: http://znamenkamon.ru/
2. Всехсвятская церковь (нач.XX в.)
С храмом Всех Святых связаны большие споры местных краеведов и сторожилов. Сведения об этой церкви во всех изданиях рознятся. Точной даты строительства церкви не установлено. Построена она была в период 1914-1917 гг. либо на средства купца К.М.Сапожникова, либо на "народные средства". Сооружение возведено в формах "русского" стиля, широко распространённого в архитектуре второй половины XIX века.
5. Дом Семёнычева (кон. XIX - нач. XX вв.)
8. Здание женской гимназии (кон. XIX - нач. XX вв.).
Эклектика, сохранявшая свои позиции в глубинке вплоть до революции, проявилась в Гороховце в трёх вариантах:
1) " стандартный": добротные, но лишённые "изюминки" краснокирпичные здания (Дом Семёнычева и женская гимназия).
2) небольшие деревянные дома в "народном духе" с резными наличниками и мезонинами. Их сохранилось немало.
3) к интересным образцам гороховецкой эклектики следует отнести богатые деревянные особняки, отличающиеся сложным декором в "дачном" стиле.
7. Дом Пришлецова (1915 г.)
Построен председателем земской управы, а затем перешел к гороховецкому военачальнику. Столичный, так называемый "Новорусский стиль" нашел здесь своеобразное преломление в формах местного плотницкого искусства. Старые сказочные сюжеты, уже начинавшие к тому времени исчезать из творчества местных резчиков, вновь ожили на стенах этого дома.
9. Дом Морозовых (нач. XX в.)
Дом построен в начале 20-го века И. А. Шориным, и впоследствии подарен им зятю - купцу И.П. Морозову. Представляет собой одноэтажный особняк в стиле "Модерн".
В настоящее время в здании расположена библиотека.
10. Особняк Шорина (нач. XX в.)
Загородный дом Шорина - это оригинальный сплав "русского стиля" и модерна. Он построен крупным судовладельцем и заводчиком М. И. Шориным.
Ассиметричность здания, разновысотность его объемов и причудливость их завершений создают очень живописную и необычную композицию.
Всему дому придан сказочный облик.
11. Церковь Казанской иконы Божьей матери (1708 г.)
Центральная улица Ленина незаметно вливается в бывшее село Красное, вошедшее в городскую черту. сегодня это улица Московская, по ней пролегла шумная автомагистраль, соединяющая Москву с Нижним Новгородом. А прошлом это было ближайшее пригородное село Гороховца. Оно неразрывно связано с его судьбой и сохранило немало интересных мест.
12. Дом Опарина (Селина) (кон. XVII в.)
Дом построен купцом Матвеем Опариным.
Дом расположен на берегу Клязьмы, напротив Благовещенского собора. Последнее обстоятельство явилось причиной того, что в начале XVIII века дом был переориентирован главным фасадом к храму, поэтому крыльцо перенесли на северную сторону, выходящую к реке, куда дом смотрел до этого своей парадной частью.
13. Дом Канонникова (кон. XVII в.)
Купцы Канонниковы жили скромнее, чем Ершовы или Ширяевы. Может быть, это и сказалось на отделке дома. Он менее притязателен на вид и даже аскетичен. Трезвость и расчёт стояли на первом месте. И место было выбрано удачное - на берегу Клязьмы, возле городского собора. Семья была большой, и палаты строились вместительными.
16. Дом Ершова (Сапожникова) (кон. XVII в.)
Построен в 1680-е годы Семёном Ершовым. Это уникальный памятник древнерусского каменного жилого зодчества.
Деревянные ворота дома Сапожникова - уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества XVII века. Высота их свыше трёх метров, строились одновременно с домом в 1680-х годах.
Мощные столбы в форме резных бусин характерны для русской народной резьбы по дереву.
В настоящее время в здании распологается Гороховецкий историко-архитектурный музей.
Сайт музея: http://www.giam-grh.ru/
17. Свято-Троице Никольский монастырь (XVII - XVIII вв.)
Основан при царе Михаиле Федоровиче Романове.
Самой значимой постройкой, сохранившейся до нашего времени, стал Троицкий собор (1686 - 1689 гг.), выстроенный на средства купца Семёна Ершова по разрешению и наставлению патриарха московского Иоакима.
Сайт монастыря: http://www.stnmm.ru/
В линии монастырской ограды на краю северного склона горы стоит церковь Иоанна Лествичника (1710-1716 гг.).
Она построена на средства купца Ширяева и относится к типу одноглавых бесстолпных храмов с трапезной.
Наиболее празднично и нарядно выглядит фасад церкви, к которому примыкает крыльцо с мощными бочкообразными столбами и декоративными вставками из резного камня.
19. Сретенский монастырь (кон. XVII в.)
Основан в 1658 году по указу патриарха Никона и первоначально был деревянным.
Каменное строительство начинается с 1689 года и велось до середины XVIII века. Отличаясь богатством и разнообразием композиционных, объёмно-планировочных и декоративных решений,Сретенский собор предстаёт как один из наиболее выдающихся памятников Гороховца XVII века.
24. Воскресенская церковь (кон. XVII в.)
На средства Семёна Ершова в 1686-1689 гг.сооружается первый посадский каменный храм - Воскресенская церковь, до сих пор стоящая на московской дороге рядом с каменными палатами заказчика.
Многие исследователи отмечают "скромный вид", сдержанность, аскетичность и монументальность гороховецких храмов, столь нехарактерные для "узорочья" XVII века.
26. Благовещенский собор (1700 г.)
Строгий, скромный в убранстве, величественный храм, увенчанный пятью главами - таким хотел видеть его "гостиной сотни человек Семён Ершов", когда давал немалые деньги на его постройку.
Людям на загляденье, себе на прославленье! Всем своим видом храм напоминает столичные соборы. Стройная и высокая колокольня (высотой 37 м.) занимает доминирующее положение не только в ансамбле соборных построек, но и во всём городе.