Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гороховец на Википедии

Википедия - Свободная энциклопедия


 

2017 год - Год Экологии в Российской Федерации

 


 

70-летие Победы в Великой Отечественной войне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гороховец археологический

Памятники Археологии в Гороховце

Первые славяне, потомками которых можно считать коренное население Гороховецкого района, появились на его территории в начале XI века. Это установили в середине 50-х годов нашего

столетия ученые института материальной культуры академии наук СССР по результатам археологического обследования Гороховца специальной экспедицией под руководством известного археолога В. В. Седова. До XI века ту территорию, которую сейчас занимает город

и все пространство нынешнего Гороховецкого района, населяли племена с иными, чем у славян, этническими корнями.

 

Сейчас известно несколько стоянок древнего человека на территории нашего района. Их изучение показало, что человек поселился в наших местах примерно около VI века до нашей эры. К такому заключению пришли археологи после изучения поселения древнего человека, которое получило название «городище дьякова типа». Этим поселением является известная в нашей округе Лысая гора близ деревни Городищи на правом берегу реки Клязьмы.

В конце 20-х годов здесь производил раскопки видный ученый, профессор О. Н. Бадер, позднее получивший известность при раскопках стоянки Сунгирь близ Владимира. Люди этой культуры еще не знали металла и пользовались каменными, керамическими, костяными и деревянными орудиями труда.

Западнее деревни Истомино на берегу реки Виши была обнаружена стоянка эпохи неолита, а на южном берегу озера Печкур целых два поселения эпохи неолита и бронзы. Неолит — это позднейший каменный век, падающий на б-4 тысячелетия до нашей эры. Эти находки позволяют сделать заключение, что в этой местности люди проживали уже в 2-4 тысячелетии до нашей эры. Они уже знали металл и применяли и своем обиходе изделия из бронзы. Существуют на территории района и поселения бронзового века, к которым относятся стоянки древнего человека севернее деревни Осинки и у деревни Рождествено по берегам реки Виши.

Русский ученый граф А. С. Уваров пытался определить границы земли, занимаемой одним из финских племен - племени мери, но смог это сделать только приблизительно. Кроме мери были племена муромы, веси, мордвы, мещеры, чуди и другие. Древние славянские летописцы в своих трудах, создававшихся на берегах Днепра и Волхова, перечисляли «А по Опе (Оке) реке, где втечет в Волгу, мурома, язык свой, и черемиса (меря) свой язык, мордва свой

язык...».

Таким образом, в середине первого тысячелетия нашей эры большую часть Великой русской равнины населяли финские племена, граничащие на юго-востоке с племенем тюркского происхождения - болгарами, а на юго-западе - с племенами арийского происхождения -

славянами. Ученые предполагают, что финские племена пришли на Русскую равнину с юго-запада.

Там, где расположен наш город и район, проживало финское племя - мери. Это были оседлые охотники, рыболовы и бортники (пчеловоды) Люди этого племени были очень доброжелательны и миролюбивы. Вероятно, их характер формировался при постоянном общении их с окружающей природой - лесом. Это общение и наложило на них миролюбивый отпечаток, вопреки агрессивному и воинственному, характерному для степных кочевников.

Русский ученый И.В.Забелин сделал заключение, что уклад жизни мерян, тесно связанный с лесом, покрывавшим всю Русскую равнину, наложил отпечаток и на их материальную культуру.

Археологи подметили особенность мерян - располагать свои поселения на высоких берегах рек или озер и обносить их земляным валом, овальной или полуовальной формы. Ученые считают, что

большинство из сохранившихся до нашего времени мерянских городищ можно с определенной долей уверенности отнести к так называемым жертвенным местам. Это места, где совершались

языческие жертвоприношения. Особенно это относится к городищам «дьякова типа», каковым является Лысая гора в нашем районе. С этим объектом связано много легенд о его возникновении якобы в монгольский период, то есть, во 2 тысячелетии нашей эры, но это неверно.

Лысая гора - искусственно созданное задолго до первого появления монголов сооружение для совершения обрядов поклонения языческим божествам.

 

Характерным памятником финской культуры в нашем районе является Тархановское городище близ деревни Тарханово, довольно хорошо сохранившееся до наших дней.

Вероятно, подобные поселения мерян были и в районе деревни Городищи, и на том месте, где позднее разместилось «городовое место» в Гороховце.

Кроме остатков старых городищ древних финнов в Гороховце и районе имеется несколько курганных могильников, относящихся к тем же временам. Один из могильников, состоящий из 69 круглых насыпей, расположен на высоком берегу Клязьмы в городском парке-роще; другой курганный могильник находится на территории пионерских лагерей «Чайка» и «Солнечная поляна». Это место исстари населением Гороховецкого уезда называлось «Близнина», что по-древнеславянски означало место погребения родителей - близких. В погребении, находящемся в роще, покойник расположен головой на юг или юго-восток, и это указывает на его мерянское

происхождение, так как славян хоронили головой на восток. По языческим поверьям хоронили головой туда, откуда пришло племя, в данном случае с юго-запада. В пользу этой версии говорит и тот факт, что на юго-западе до сих поп проживают ближайшие родственники древних финнов - венгры.

Финские племена находились в постоянном контакте с южными славянами, что находит отражение на страницах летописей. Есть сообщение о том, что в 882 году в походе Олега против Аскольда и Дира вместе с Варягами принимали участие племена Чудь, Словены, Меря, Весь, Кривичи. В том же году «Олег нача городы ставити и устави дань Словеном, и Кривечем и Мери». Чудь и Меря, по словам древних летописцев, принимали участие наряду со всеми славянскими племенами в знаменитом походе Олега на Царьград, в 907 году. С этого момента Меря при описании различных событий русской истории не фигурирует. Но это не означает, что они исчезли подобно многим древним народам. Это был период начала активной славянской колонизации к северо-востоку, в результате приведшей к заселению славянами территории нынешней Владимирской области.

В X и XI веках сюда пришли две волны славянских переселенцев. С юга и юго-запада от берегов Днепра пришли вятичи и смоленческие кривичи, с северо-запада по рекам Сухоне, Мсте и Мологе спустились словены. Они облюбовали земли междуречья Оки и Волги, земли, на которых жили меряне. Уклад жизни местного охотника и рыболова стал соседствовать с укладом жизни пришлого земледельца. Под пашни славяне выжигали леса, уничтожали среду обитания мерян. Двум разным этносам, двум культурам непросто было ужиться па одном жизненном пространстве. Уступили меряне.

Часть их, принадлежащая к высшим слоям их общества и в силу того тесно соприкасавшаяся с новыми соседями, смешалась с пришлым населением, приняла их веру и в свою очередь передала ему часть своей культуры. Другая часть, более консервативная, переселилась постепенно на восток за Волгу в нетронутые и незаселенные еще леса.

Потомков древней мери стали называть черемисами, а ныне называют марийцами. Столица республики Мари - Йошкар-Ола. Наша местность - восточная окраина Владимирщины – наиболее длительное время была подвержена воздействию влияния финских племен, так как путь на восток, к месту их нынешнего проживания, проходил через нее. Следствием этого явилось наличие огромного количества исторических памятников древней финской культуры в виде имен людей, названий рек и озер, урочищ, населенных пунктов на территории Гороховецкого района. Есть предположения, что среди населения племени мери на территории района были отдельные островки-вкрапления населения других финских племен, например, мещеры и одной из ветвей мордовского племени - терюхан.

Процесс славянской колонизации междуречья Оки и Волги полностью закончился в XI века и там, где раньше селилась меря, возникли города и деревни, населенные людьми, в жилах которых текла славянская кровь, существенно разбавленная мерянской. Это были те люди, которые положили начало возникновению русской нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Городище Дьякова типа «Лысая гора» в д. Городищи;

- Курганный могильник «Гороховецкий»;

- Древнерусское селище «Городищи-1»;

- Пужалова гора, центральный парк культуры и отдыха;